моя педагогическая философия | Печать |

АВТОР НАТАЛЬЯ ОДИНЦОВА

Моя педагогическая философия.

Я- в детсаде- воспитатель, кем-то другим просто быть не могла.

На ветвистом древе педагогов --в детстве, словно яблоко, росла.

С сестрами играли, пели, наряжались, -постоянно дети были вокруг нас.

Воспитателями быть мечтали, и мечты сбылись давно, а вот сейчас…

Хочется мне подвести итоги, что же получилось, это – раз! --

Хочется друзьям сказать «Спасибо! », за то, что не бросали в трудный час!

Это наша династия.

Моя детская мечта- работать воспитателем в д\саду- сбылась после школы, в маленьком селе, куда меня направили. Не имея специального образования, я разговаривала с детьми на равных, пела с ними, танцевала, искала ответы на их вопросы в книжках. Детям нравилось в д\саду, и я не чувствовала себя неумехой, была довольна своей работой. Но переводом направили меня в поселок, в центральный д\ сад, где я была шокирована обращением с детьми. Взрослый мог дернуть ребенка за ухо, если он не спал, хлопнуть по рукам, закричать на него громко, на всю группу.Дети должны были все делать быстро и все вместе.Частым наказанием была «чистка ушей», чтение 15-ти минутных нотаций. Слова «бессовестные», «плохо себя ведете» достигали своей цели и дети становились тихими, как мышки. Основной заслугой воспитателя считалась дисциплина. Воспитатель иногда прививал сочувствие к живому в такой форме:

Зажав кузнечика в руке, сидит ребенок на горшке.

«Нельзя живое истязать! » -я пальцы стал ему ломать.

«Нельзя кузнечиков душить! »-я руки стал ему крутить.

На волю выскочил кузнечик, -заплакал горько человечек…

Я старалась избежать всего этого, но дети не слышали меня, воспитатели смеялись. Так пугать детей я не могла, старалась брать больше выходных. Когда не стала выходить ставка, ко мне прикрепили наставника, и я тоже научилась «держать детей в руках», читая им нотации. И только в 1992-м году в Нижнем Новгороде на курсах у моего любимого психолога-Тамары Ивановны Чирковой, куда мы ездили впятером из нашего д\сада, лед в наших душах начал постепенно таять, многие на лекции плакали.

Это было наше спасение, как воспитателей, эти и другие курсы зажигали огонечки интереса к нашей работе. Слова из поэмы Е. Евтушенко как нельзя лучше говорят об этом:

--Должны мы бороться за детские души, должны.

Но что, если под поучительской чушью в нас нету души?

Учитель –он доктор, а не поучитель, а школа- роддом.

Сначала вы право учить получите, учите потом.

Должны мы бороться за детские души прививкой стыда,

Чтоб не уродились ни фюрер ни дуче из них никогда!

И прежде, чем лезть с поучительством грозным и рваться в бои

За детские души, пора бы нам, взрослым, очистить свои!

Мне кажется, что в начале своего вступления в должность воспитатель, как и доктор, должен давать клятву, примерно такую: «Клянусь бороться за доброе отношение к ребенку всех взрослых, окружающих его… клянусь постоянно повышать свой педагогический уровень, проявлять творчество, бороться против косности, рутины и бездушия в школе. » (Ш. А. Амонашвилли из его «Клятвы учителя») .

И вот после курсов начинается моя любимая работа с детьми, родителями, коллегами. С детьми, используя занятия познавательного цикла Л. С. Венгера, мы с воспитателями –единомышленниками достигли определенных результатов-высокий уровень школьной готовности, речевого и художествен-ного развития и воображения в творческой игре. В период моей работы методистом с воспитателями проводились семинары по общению, деловые игры, КВНы на тему «Общение». Мои обобщенные опыты работы: «Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное развитие ребенка»,

«Индивидуальная работа по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей 4-6 лет с проблемами в общении», «Духовно-нравственное воспитание дошкольника 5-7 лет».

С коллегами мы и сейчас занимаемся совместным творчеством: сочиняем семейные часы для детей и родителей, готовимся к конкурсам, утренникам. Это поднимает наш жизненный и профессиональный тонус, ведь, как говорит Ш. А. Амонашвилли, «Вдохновляется человек человеком… общая жизнь, общие цели, общее горе и радость нужны нам для того, чтобы открыть каждому источник обогащения, одухотворения собственной личной жизни».

Люди, с которыми я работаю с юности, привыкли отстаивать свое мнение, если уверены, что они правы, а не лебезить перед вышестоящими и нарушающими закон и правила человеческих отношений, поэтому было много горьких страничек в нашей с ними профессиональной деятельности. Аттестовавшись успешно 2 раза в Нижнем Новгороде, (на 1-ю категорию- в1994-м году, на высшую- в2009-м) я оба раза не прошла 2-й этап в районе. —срезали, как и 2-х моих коллег, т. к. аттестация была палкой-погонялкой для неугодных людей. Более смелые выражали протест, менее смелые -молча переживали, подрывая свое здоровье. Было много выигранных судов, и мы опять работаем почти в том же составе.

Кто пережил это, тот поймет меня. Это боль… Особенно, когда в работу вкладываешь душу, здоровье, время, которое можно бы посвятить родным, уходящим из жизни людям, но ведь когда работаешь по призванию, жить радостно! И это дает тебе силы простить людей, сделавших тебе зло!

Мне кажется, мы должны быть благодарны каждому человеку, встретившемуся на нашем пути: злому ли, доброму ли за то, что он- частичка нашей жизни и после встречи с ним мы каждый раз что-то приобретаем для своего развития.

Как-то давно, одна из нянь, обидевшись на заведующую, нашла ей прекрасные слова великого педагога В. А. Сухомлинского, которые надо почаще вспоминать и всем нам, работающим с людьми, а особенно с детьми, «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир, радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки отразятся на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушие—это душевная слепота. Существует такое понятие—«ханжество».Это 1 из пороков человека, невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека. Он способен сыпать соль на сердечные раны: громко стучать грязным сапогом, там, где нужно затаить дыхание! Ломиться в дверь, когда надо тихонечко и незаметно отойти нацыпочках от этой двери, смеяться, когда всем грустно. Умей воспитать себя так, чтобы ты не только сам не был дремучим невеждой, но и ненавидел ханжество, хамство! »

Новый гостандарт большое значение придает творческой личности воспитателя, способного содействовать развитию творчества у детей. Но на практике мы иногда видим другое.

Мне очень жаль, что во многих д\садах способные воспитатели работают без настроения из-за отношений с администрацией. В книге «Единство цели» Ш. А. Амонашвилли пишет:

«Общение, как обмен веществ в организме, вызывающий разные заболевания. Нельзя, чтобы нарушался обмен человечности, чуткости, оптимизма. Разве можно мыслить творчески на педсовете, где директор постоянно груб с учителями. Коллектив легко распадается на замкнутые, враждующие группы, по углам о чем-то шушукающиеся. Педагог должен иметь свою точку зрения, обрести нравственную самостоятельность, набраться смелости, чтобы никогда не изменять своей совести. Это не гарантия того, что тебе будет легче, скорее наоборот, зато это гарантия способности к творческой деятельности. Напуганный педагог, мозг которого перекрыт тяжелыми замками страха, никогда не переживет счастья творческого горения».

Хочется закончить словами Амонашвилли из его «Письма руководителям народного образования»: «Дайте нам возможность познать в вас наших учителей, умных, знающих и обязательно добрых. Должность не должна изгонять из вашей души доброту… нам нужно верить в вас, как детям в своего учителя, чистоту, доброту, в то, что вы прекрасно знаете свое дело. Видеть в вас не людей, демонстрирующих свою административную власть, а творческих деятелей со щедрой душой. Не пугайте нас вашими частыми приказами и распоряжениями, не внушайте нам, что у вас есть право на запрещение того, что вам лично будет не по душе. Талант среди педагогов неисчерпаем, нужно только согреть его лучами доброго человеческого солнца! ».

 
 

ПОИСК ПО_САЙТУ

КАЛЕНДАРЬ

НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

КРЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Внимание! Все, кто желает покрестить своих детей, предлагается заполнить опросный листок (будущим крестным родителям) и отправить документ на нашу электронную почту: radosti-zisni@yandex.ru

Скачать опросный листок можно здесь

Православные монастыри

Православные монастыри

         
.